Mежду Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкесией вот уже несколько месяцев идет спор вокруг административной границы между двумя республиками. В Зольском районе КБР спорные участки земель составляют несколько тысяч гектар пастбищных земель. Значительная часть этих земель уже занята фермерами из Карачаево-Черкесии.
Существование проблемы делимитации границ с Карачаево-Черкесией журналисту Caucasus Times подтвердили и в министерстве земельных и имущественных отношений КБР.
Как пояснили в министерстве Минземимуществе, еще несколько лет назад министерство земельных и имущественных отношений КБР в соответствии с республиканским законом № 12 РЗ об административно-территориальном устройстве КБР подготовило описание границы КБР по смежеству с КЧР и отправило его в соседнюю республику на согласование. Однако вернувшееся из КЧР документ по смежеству вызвал озабоченность у кабардино-балкарских властей. Согласно предложенному властями КЧР документу, несколько тысяч гектаров пастбищной земли принадлежащих КБР, должны быть включены в административную территорию КЧР.
При этом, судя по тому, как чиновники Карачаево-Черкесии чинят сложности уже на данном этапе, процесс делимитации границы будет еще сложнее, и очень вероятно не обойдется без вмешательства Москвы.
Кабардино-Балкария имеет административную границу с Северной Осетией, Ставропольским краем и Карачаево-Черкесией. Однако по словам сотрудника министерства земельных и имущественных отношений КБР, сложности по определению административной границы возникли именно с КЧР.
«С КЧР все будет гораздо сложнее, кроме того, что площадь оспариваемых земель очень велика, но, если даже на чиновничьем уровне утверждаются сложности, в реальности процесс делимитации границы будет еще сложнее», — заявил в интервью Caucasus Times сотрудник министерства земельных и имущественных отношений КБР, пожелавший остаться неизвестным.
Как считает общественный деятель из КБР Ибрагим Яганов, с началом делимитации границы между республиками, многие карачаевские фермеры ушли с земель КБР. Но прилегающие к их республике территории некоторые карачаевские фермеры постарались оформить на себя, используя арендные договоры.
«Так стали заняты некоторые старые заброшенные, еще советские фермы, появились гостиницы и кафе вдоль дорог. А особенно наши соседи старались закрепиться в нашей Долине Нарзанов, уникальном курортном комплексе», — подчеркнул общественный деятель.
По его словам, фермеры из соседней республики занимают около 3000 га кабардино-балкарских пастбищных земель. Именно по их наделам власти КЧР хотят признать административную границу.
Фермер из Зольского района Кабардино-Балкарии Руслан сообщил журналисту Caucasus Times, что на самом деле количество занятых фермерами из КЧР земель составляет несколько тысяч гектаров земли. Эту информацию подтвердил Caucasus Times и сотрудник министерства.
«Земель действительно много, эти земли отведены под отгонные пастбища и находятся в республиканском ведении, но заняты они фермерами из КЧР», — пояснил чиновник.
Фермеры Зольского района подозревают, в том, что руководитель администрации района заинтересован в сложившейся ситуации.
«Арендную плату оформляют на кого-то, потом эта арендная плата за земли в нашем районе не платится годами. Потом подают в суд на этих арендаторов, и происходит перерегистрация на новое юридическое лицо. А пока идут суды, проходят десятилетия, и наши жители не получают ни одного гектара земли для выпаса собственной скотины, а карачаевцы пользуются тысячами гектар нашей земли, — сетует фермер из Зольского района.
И при этом и районная и республиканская власть в эти вопросы практически не вмешивается, спуская все на тормозах, — говорит кабардино-балкарский общественный деятель Ибрагим Яганов.
«А если ты в этом хоть как-то попробуешь разобраться или пожаловаться, так тебя сразу объявят националистом!» — сетует он.
На семь субъектов Северно-Кавказского федерального округа приходится 27 административных границ. По всем этим границам ведется работа по их описанию и последующему определению. К 2020-го году только девять из них были определены и признаны между регионами. При этом Соглашение о границе между Ингушетией и Чечней имело сложные социальные и политические последствия. В том числе многотысячный митинг в центре Магаса.
Кабардино-Балкария по хозяйственной деятельности является ярко выраженной аграрной республикой. Республика имеет 673,2 тыс. га. сельскохозяйственной земли, из которых на пашни приходится более 306 тыс. га земли, на сенокосы и пастбища более 366 тыс. гектар.
Однако республиканские пастбища находятся в заброшенном состоянии и используются максимум на 30%. Интенсивно используются пастбища, близ населенных пунктов. В то же время значительные территории пастбищной республиканской земли заброшены, они подвергаются эрозии, зарастают кустарником и заболачиваются.
По мнению фермеров из КБР, пастбища – источник производства органической мясной продукции, а на пустующих пастбищах можно было бы содержать до 400 тысяч голов овец, в дополнение к 360 тысячам, которые уже имеются в животноводческих хозяйствах республики.
Как пояснил в разговоре с Caucasus Times Ибрагим Яганов, в Кабардино-Балкарии есть пастбища, на которые много десятков лет не ступала нога человека. Корни проблемы заброшенных пастбищ Кабардино-балкарский общественный деятель видит в том, что еще недавно республика, наряду с Северной Осетией пережила так называемый «водочный бум». В КБР работало 47 водочных линий и 10 спиртовых заводов.
«Водочное производство требовало огромного количества зерна для переработки на спирт. А ранее зерно уходило на фураж, в животноводство. Чтобы освободить зерно от животноводства и кормовой базы, перевести его в производство спирта, в Кабардино-Балкарии целенаправленно уничтожалось животноводство. Пшеница и кукуруза скупалась у фермеров за бесценок», — пояснил он.
«Многие фермеры разорились, а те, кто выжили, выживали в тяжелых условиях. И конечно, в те годы многим нашим соседям представилась возможность использовать наши пустовавшие пастбищные угодья Кабардино-Балкарии», — отметил Ибрагим Яганов.
Источник в министерстве земельных и имущественных отношений заверил Caucasus Times, что процесс делимитации границы будет согласован с общественностью.
«В рабочем порядке будем уточнять границу, каждый километр. Это касается и мнения населения, жителей приграничных территорий этих районов. Поэтому тут необходимо тщательно и щепетильно подходить к каждому метру границы. Граница с КЧР проходит по Зольскому и Эльбрусскому району. Но проблемы в основном в Зольском районе», — заявил в интервью Caucasus Times сотрудник министерства земельных и имущественных отношений КБР, пожелавший остаться неизвестным.
Жарков Сергей, специально для Caucasus Times