Сэит Асят: «Но у нас есть мы сами у себя. Так давайте хотя бы этого не терять. Давайте попробуем начать с наших семей, а потом, быть может, наши дети смогут то, чего не смогли мы. А мы постараемся хотя бы не растерять то, что имеем.»
Третий часть нашего интервью с Саитом Асият, которая пыталась с президентом МЧА Хаути поговорит о кампании в котором в переписи Российской Федерации, Черкесы (адыги) записались «Черкесами» но получила на месте ответа оскорблений со стороны Хаути.
7-) Что, по-вашему, хотел сказать в интервью Президент МЧА ХаутиСохроков, говоря о странах, в которых вы находитесь за пределами России? В чем причина его высказываний?
До видеоинтервью Сохроков просил меня вместе с подругой-помощницей и оператором провести предварительную беседу без камер. На данной беседе он заговорил о творчестве Расула Гамзатова, высказываниях Исхака Машбаша. На вопрос, знаю ли я кто такой Исхак Машбаш, я ответила, что знаю, уточнив при этом, что лично познакомилась с ним, когда он любезно подарил мне свои романы, переведённые на арабский язык, которые нельзя было купить в свободной продаже, так как я очень хотела отправить эти книги в Тунис своим знакомым, интересовавшимся черкесами.
То, что во время беседы уже с включённой камерой, данная страна, как и другие, приобрели иной смысл, меня не удивило, так как черкесская молодежь почти всегда сталкивается с тем, что на определённом этапе их всегда пытаются выдать за людей, работающих в интересах других государств. Я несколько раз с этим сталкивалась, поэтомууже привыкла к подобному. Но многих молодых людей такие нападки могут напугать и отбить желание что-либо делать. Но я уже не маленькая и если я знаю, что ни в моей голове, ни в моём сердце, ни в моих поступках нет даже намёка на малейшее нарушение закона, то чего мне бояться? Наоборот, те цели и задачи, которые ставит перед собой наш народ, я вижу, что они не идут вразрез с интересами России. Они могут пойти нашей стране на пользу за счёт укрепления положения черкесского народа. По данной переписи и темам, связанным с единением нашего народа, которые активизировались за последнее время, я не знаю ни одного человека, с которым кто-либо вёл хоть какие-то беседы из правоохранительных органов или Федеральной Службы Безопасности. Ни прямых, ни косвенных даже намёков нет на то, что кто-то из нас осуществляет какую-то незаконную деятельность. А почему? Потому что ничего незаконного нет.
Если бы я допускала хоть на секунду мысль о том, что единое название влечет какие-то угрозы, я ни за что не занималась бы этим. Всё новое и неизвестное пугает. Всегда кажется, что проще и легче оставить всё как есть. Но ведь от этого проблема никуда не уйдет. Единое название и признание единым народом для нас означает то, что проблемы сохранения нашего языка, культуры, идентичности будут решаться комплексно, и все мы вместе будем их решать, помогать друг другу, получать в этом поддержку государства, без которой ничего невозможно сделать. В России немало народов, чьи представители живут в разных регионах. Это и татары, и башкиры, и русские, в первую очередь. Это ведь не создаёт никому проблем и угроз. Черкесы тоже живут и будут жить в разных регионах, таковы реалии, и мы прекрасно это понимаем, всем нам необходимо спокойное развитие, а не бардак.
Но если есть проблемы единого алфавита, литературного языка, культуры и других аспектов идентичности, их надо ведь решать относительно всего народа, а не отдельных его частей. Вопрос только в этом.
Мы просто привыкли, что все движения инициируются сверху, и, если что-то идёт снизу, это непривычно и сразу возникает вопрос "кто тебя послал?". Так что, никто за мной не стоит, только активность многих наших и молодых, и не очень соотечественников. Конечно, в процессе работы я познакомилась со многими людьми. Вы посмотрите, кто делал обращения с призывом записаться черкесами: общественные деятели, маститые учёные, бывшие чиновники, мастера искусств, спортсмены, учителя, студенты и многие другие. Невозможно столько людей, совершено разных по образованию, профессии, социальному положению, возрасту, заставить что-то делать, если они в душе не разделяют твои идеи. Но кто-то упорно не желает видеть реальность и отрицает очевидное. И пора бы привыкнуть, что Россия - это демократическое государство. Да, не без проблем, гражданское общество у нас ещё в стадии становления. Этот процесс будет развиваться.
Другое дело, почему именно Сохроков так себя повёл, это уже не мне судить. Зато несколько раз из разных источников поступала информация о том, что наши же местные черкесские чиновники переживают за то, что народ стал активней в данном вопросе. Но ни одной конкретной причины негативной никто не может заявить, так как их нет. Скорее всего, в будущем кто-то может придумать какой-то конкретный миф, которым можно будет напугать не разбирающихся глубоко в данной теме людей, но сейчас просто не успели его придумать…
8-) На одном из видео на YoutubeБисланХагажей нелицеприятно отозвался о женщинах. Хаути тоже отнесся к вам пренебрежительно по причине того, что вы женщина. Такое отношение к женщине является распространённым на Родине? Можешь ответить искренне?
Конечно могу. Я люблю отвечать искренне. Это даёт человеку чувство свободы.
Если бы Сохроков неприемлемо разговаривал с мужчиной, это было бы нормально? Конечно, нет. Какого бы пола ни был собеседник, он достоин уважительного к себе обращения, даже если у вас противоположные точки зрения. Точно так же неприемлемо, если бы женщина неуважительно говорила с мужчиной. Другое дело, что в нашем родном адыгэ хабзэ крайне редко бывает, чтобы Старший каким-то образом обидел младшего, но, если на моём месте был бы мужчина одного возраста с ним и задавал те же вопросы, думаю, разговор был бы еще жёстче и закончился намного быстрее.
Другое дело, что вы ставите на одну ступень данную ситуацию с ситуацией, возникшей у БисланаХагажей. Во-первых, я не уверена, что имею право комментировать данную ситуацию, так как опосредованно могу её комментировать только по тому видео в Youtube. Мне тяжело комментировать то, участником чего я не была с первой и до последней минуты. Но насколько я поняла, речь шла о том, что БисланХагажей заблаговременно вёл беседу с несколькими людьми, в том числе и с бывшим президентом КАФФЕД ЙилдызШекерджи о том, что он будет представлен как кандидат номер 2 на должность президента Международной Черкесской Ассоциации, а за несколько дней до съезда что-то изменилось и его уже решили не представлять в этом качестве. При этом сообщили ему о таком решении практически в последний момент. С одной стороны, в любом обществе это называется нарушением договорённостей. В 21 веке, если одно из лиц, взявших на себя какие-то обязательства, является женщиной, то она несёт на себе такую же ответственность, как и мужчина. Ведь речь идёт о важнейших общественных вопросах. С другой стороны, насколько я поняла, БисланХагажей использовал высказывание: «ЦIыхубз и псалъэкIэутыкумдихьэудесакъым» именно после того, как уже его «списали» с возможности быть кандидатом номер 2. Получается, что мы можем обсуждать, стоило ли Бислану в отношении Йилдыз так высказываться или нет, но я считаю, что не стоит этот вопрос рассматривать в контексте только этой фразы, а надо рассматривать в контексте всей ситуации в целом. Многие считают, что не только кандидатов номер 2, но и 3 и 4 и более кандидатов среди нашего народа должно было быть. Почему это никто не обсуждает и не решает, что с этим делать?
А иначе что у нас получается? Да, неприятный разговор был между мной и Сохроковым, но если нашем народу от этого разговора, приятный он или не очень, будет польза, то важен именно этот итог.
Черкесы, живущие в России, не относятся уничижительно к женщинам, скорее наоборот. Но женщины, которые занимаются общественной деятельностью, должны знать, что им не простят неприемлемого поведения, нарушения определенных правил та же, как не простят этого мужчинам. Надо понимать, что придётся наравне с мужчинами отвечать за свои поступки и высказывания.
Но проблема в том, что для разных людей приемлемы разные вещи. Даже если случилось какое-то недопонимание, которого в подобных вопросах трудно избежать, для одного приемлемо извиниться, что Бислан и сделал, насколько я поняла. А для других это неприемлемо, как для того же Сохрокова. За период переписи, не разобравшись в одном моменте до конца, случайно обидела группу людей. Они мне позвонили и выразили свое недовольство. Мы долго разговаривали. Я посчитала необходимым извиниться и попросила, чтобы и в будущем мне сразу звонили и говорили всё как есть, так как из-за большого потока информации, у меня может не хватить знаний, жизненного опыта и так далее. Я считаю, это нормально. Мы же все люди, а не роботы. Я не хочу обижать ни мужчин, ни женщин, но моё мнение, как и у большинства молодёжи, таково, что, в первую очередь, мы смотрим на результат. Я не хочу, чтобы следующее поколение после нас спросило: «А что вы сделали для того, чтобы решить хотя бы часть накопившихся проблем в черкесском обществе?! Чем вы занимались? Почему не подумали о том, какое наследство в виде мешка проблем вы нам оставляете?». Я уверена, что большинство молодёжи, как парней, так и девушек, неравнодушных к черкесским проблемам, предпочтёт пройти через неприятные разговоры, обвинения и так далее, если только будет знать, что это принесёт хоть какую-то пользу нашему народу. А тут мы вынуждены обсуждать опять проблему мужчин и женщин и не обсуждать к чему это привело. Я считаю, что мы должны быть более продуктивными. Я не хочу, чтобы совсем стёрлась грань между мужчинами и женщинами. Я не хочу, чтобы нас, женщин, считали сильным полом, хотя нас мужчины такими и считают. Я, как и все, хочу, чтобы нас как слабый пол холили и лелеяли, берегли от сложностей. Ведь мы же стараемся для наших мужчин, конечно, хочется, чтобы и они нас ценили.
Пока мы обсуждаем, как должен был Сохроков разговаривать с девушкой, мы ничего не делаем, чтобы изменить не на словах, а в действиях то, что сегодняшняя Международная Черкесская Ассоциация, по факту не работает, так как никто не знает ни об одном важном завершённом проекте, кроме организации очередных съездов и очередных награждений. Пока мы ждем извинений Сохрокова, которые лично мне не нужны, наш народ, продолжает топтаться на месте. Пока мы обсуждаем правильно или неправильно, что БисланХагажей высказался в сторону Йилдыз, никто почему-то всерьёз не задаётся вопросом, а на каком основании человеку не дали выдвинуться на должность президента МЧА, почему вместо одного единственного кандидата Сохрокова, которому просто в очередной раз продлили полномочия, не имелось еще, как минимум, нескольких разных оппонентов, среди которых можно было бы выбирать. Почему штаб-квартира МЧА приросла к Нальчику и надолго столица КБР будет оставаться единственным местом её нахождения?
Лично я делаю только один вывод – значит это и были цели и задачи членов МЧА. Да, я знаю, что есть люди, входящие в состав МЧА, которые всем сердцем болеют за наш народ, но какая разница между тем, кто не верит в свой народ и не работает на него, и тем, кто ночами не спит, переживая за него, если результат деятельности обоих один и тот же – ничего не происходит, ничего не меняется?
Низкий волевой уровень вторых, видимо, не в состоянии перегнуть работу «по накатанной» у первых. Зато у всех есть и силы, и желание обсуждать взаимоотношения между мужчинами и женщинами.
Наш народ сегодня как сирота, не имеющий ни лидера, ни сильную организацию, ни экономическую, ни административную основу.
Но у нас есть мы сами у себя. Так давайте хотя бы этого не терять. Давайте попробуем начать с наших семей, а потом, быть может, наши дети смогут то, чего не смогли мы. А мы постараемся хотя бы не растерять то, что имеем.
В сознании многих и многих черкесов произошёл перелом. Они осознали, что все адыги - один народ, что один народ просто обязан носить одно название, и этим названием должен быть этноним черкес.
Этот процесс, я убеждена в этом, уже принял необратимый характер. Такой процесс начался давно по мере нарастания общения между черкесами из разных регионов, особенно среди молодежи. Молодёжь, как правило, позиционирует себя в качестве черкесов, о чём говорят хотя бы названия большинства пабликов в соцсетях, в основе которых слово "черкес".
И надо понимать, что тема единого названия с окончанием переписи никуда не уйдет. И этот вопрос нужно решать на уровне государства и общества. Без понимания и поддержки органов власти, наших руководителей он не может быть решен. Кстати, такая попытка уже была, и понимание было.
Ещё в конце 90-х годов прошлого века Президент Республики Адыгея Аслан Джаримов вносил на рассмотрение Межпарламентского Совета Адыгеи, КЧР и КБР проект решения о рекомендации органам власти трёх республик указывать национальность адыгов на русском и иностранных языках словом "черкес". Решение по какой-то причине не было принято, но сам факт его разработки и рассмотрения уже говорит о многом.
Вот об этих вещах мы и должны с вами говорить больше. Дай Аллах, чтобы наш народ пришел в ближайшем будущем к тому, чтобы мы с вами спорили о том, какая из общественных организаций эффективнее решила тот или иной вопрос, чей отчёт о проделанной работе за год среди черкесских организаций был наиболее показательным и удачным, как можно было бы еще увеличить эффект от той или иной программы, рассчитанной на всех черкесов, как в России, так и за рубежом, какие новые задачи и цели должны поставить для себя все наши организации, так как предыдущие уже достигнуты и поставлены «на поток», и так далее.
Здоровья вам и вашим близким! Берегите себя и свои семьи!