Абхазия обладает большим и полезным для России потенциалом посредника во взаимоотношениях с черкесским миром, отмечает Максим Васьков.
МОСКВА (ИА Реалист). Республика Абхазия находится в точке пересечения интересов различных государств региона. Абхазия, при наличии определенного понимания и гибкости с российской стороны, может сыграть положительную роль в нормализации отношений между Россией и многочисленными черкесскими диаспорами, проживающими в Турции и в других государствах Ближнего Востока. Здесь важна уникальность Абхазии как части большого черкесского мира, но при этом страны близкой и лояльной к России. Сейчас черкесский вопрос остается достаточно опасным для России как в плане внутрироссийской, так и региональной политики.
В современном мире практически нет стран, у которых была спокойная и бесконфликтная история. Россия и Кавказ — не исключения. На современное мировоззрение народов данного региона большое влияние оказывает память о Кавказской войне XIX в., ее социокультурные и демографические последствия. Черкесский вопрос для Кавказа остается болезненным и находится в центре не только российской внутренней политики, но актуален в международном контексте для многочисленной черкесской диаспоры.
Черкесский вопрос является значимым фактором в международных отношениях. Причем, к сожалению, в определенном антироссийском контексте. В этой ситуации Республика Абхазия может сыграть важную роль в установлении конструктивного диалога России и черкесских диаспор, но при соблюдении определенных условий. Для абхазского народа, как в самой Республике Абхазия, так и в диаспоре, события, связанные с самим ходом и последствиями Кавказской войны XIX века, сейчас находятся в безусловной тени от факта признания Россией независимого абхазского государства и помощи Москвы в его становлении и развитии. Но память о трагических событиях позапрошлого века также присутствует. Для других народов эта тема является значительно болезненней.
Абхазия, как суверенное государство, обладает большим и полезным для России потенциалом посредника во взаимоотношениях с черкесским миром и решении задачи по нормализации отношений с теми, кто к нему относится. Она может показать реальный опыт положительного взаимодействия с нашей страной на основе взаимного уважения и признания Российской Федерацией государственности абхазов. Россия должна понять этот потенциал Абхазии и ее существенный вес в адыго-черкесском мире и способствовать укреплению положения своего союзника.
Нормализация отношений с черкесскими диаспорами лишит возможности использовать «черкесский аргумент» во вред интересам России со стороны таких стран как Грузия, США, определенных государств ЕС и Турции. Это также приведет к снятию существующей по этому вопросу политической напряженности и в ряде регионов Северного Кавказа.
Роль Республики Абхазия и абхазской диаспоры в любом случае будет для России положительной. Но только от России зависит, будет ли положительный эффект стратегическим или он ограничится снятием симптоматических проблем без стратегического решения. Речь идет о давно назревшей с моральной и политической точек зрения необходимости признания Российской Федерацией факта геноцида черкесов в Российской империи в период Кавказской войны XIX века. Для автора статьи эти трагические события являются неоспоримым историческим фактом.
Ставилась ли в Российской империи задача уничтожения черкесов? Конечно, нет. Привели ли логика развития военных действий и их последствия к такому результату? Да, к сожалению, привели к тяжелейшим потерям черкесского населения, поставившим народ на грань выживания. Признание этого трагического факта нашей совместной истории и то, что в России официально почтут память жертв, будет иметь важное моральное значение для нормализации отношений во всем регионе. Тем более что у России было мужество принять закон о реабилитации репрессированных в советский период народов.
Нужно решиться и на признание факта геноцида черкесов в императорский период. Однако есть существенное различие. Выплата компенсаций репрессированным в советский период имеет юридическое основание, поскольку Российская Федерация является правопреемником Советского Союза. В отношении же Российской империи ситуация совершенно иная. Российская Федерация не является ее правопреемницей и не может нести правовой и материальной ответственности за события, которые происходили в тот исторический период. Если в Российской Федерации официально признают такую правопреемственность, и это будет принято мировым сообществом, то тогда основания для юридической и материальной ответственности появятся. В России кавказские народы имеют свою национальную государственность, сохраняют свои язык и культуру, являются ее полноценными и лояльными гражданами. Но замалчивание трагических событий позапрошлого века мешает развитию отношений в рамках российской государственности.
Признание факта трагических событий, связанных с ходом и последствиями Кавказской войны, будет способствовать нормализации психологического климата в самой стране и снимет большое количество угроз безопасности России, как актуальных уже сейчас, так и потенциальных. Трудно найти народы, между которыми не было подобных трагических событий. Например, взаимоотношения англичан и шотландцев при Генрихе VIII и ранее. Действия англичан трудно назвать иначе, чем геноцид шотландцев. Причем это ставилось именно как основная цель. Но сейчас Англия и Шотландия, помня о трагической истории, живут и развиваются в рамках объединенного государства.
В настоящее время черкесский вопрос активно используется во вред интересам России в Кавказском регионе. В частности, такие попытки особенно заметны со стороны Грузии. В Тбилиси действует «Черкесский культурный центр», который осуществляет целенаправленную антироссийскую пропаганду в контексте черкесского вопроса.
В Республике Абхазия при наличии соответствующего интереса и поддержки со стороны России можно создать организацию, которая сможет стать центром притяжения для всех народов адыго-абхазской группы, и на базе которой можно вести диалог без каких-либо антироссийских подтекстов.
Гражданский мир и согласие возможны только в том случае, когда трагические страницы общей истории не загоняются в глубину, а их обсуждают. Представители народов, которые в наибольшей степени пострадали во время Кавказской войны и от ее последствий, прекрасно знают свою историю и аргумент, что если начать говорить о геноциде горских народов, то мы актуализируем опасную для российской государственности тему, не может быть принят. Эта тема есть и ее опасность заключается именно в отсутствии должного уважения к памяти жертв тех трагических событий.
Современная Россия имеет важнейший элемент государственной политической идентичности, которая позволяет поддерживать достаточно гармоничные отношения между народами России в целом, особенно имеющие противоречивую и трагическую совместную историю. Гражданские ценности позволяют снижать межнациональную напряженность даже в тех случаях, когда есть достаточно жесткие исторически обусловленные противоречия и конфликты, доставшиеся в основном в наследство от советского периода и периода начала 1990-х гг.
Но для того, чтобы государственная политическая идентичность наиболее эффективно сыграла свою положительную роль, нужна честность в отношениях и возможность признать даже самые трагические факты совместной истории. Нас объединяют не только и не столько проблемные страницы истории, но и те ее страницы, которыми мы все можем по праву гордиться. Но выйти на позитивную повестку в межнациональных и международных отношениях можно только после того, как будет сказана вся правда о страницах трагических.
Максим Васьков — профессор Южного федерального университета, директор и научный руководитель Центра международных исследований «Мир Кавказа», член Союза журналистов России, специально для ИА Реалист Политика СКФОН
Читать далее: realtribune.ru